Что такое переговорные устройства?
В настоящее время в печатных изданиях, рекламе, интернете часто встречаются материалы, описывающие устройства, обеспечивающие внутреннюю связь на предприятии, в офисе, доме. В виду многообразия этих устройств, сфер их применения, а также учитывая отсутствие достаточного количества терминов, определяющих эти устройства, представляется целесообразным дать определение и классификацию этих устройств с конкретными примерами их реализации.
В подтверждение целесообразности поставленной задачи следует привести многообразие встречающихся словосочетаний:
-интеркомы – переговорные устройства;
-переговорные устройства ( интеркомы и интерфоны);
-интеркомы – системы внутренней громкоговорящей связи и -переговорные устройства;
- пульты диспетчерско-селекторной связи;
-селекторные переговорные устройства – интеркомы;
-интеркомы – громкоговорящие устройства проводной связи;
-переговорные устройства селекторной связи;
-переговорные устройства оперативной связи;
-проводные переговорные устройства громкоговорящей (селекторной) связи;
-громкоговорящая и селекторная связь;
-переговорные устройства громкой связи;
-переговорные устройства селекторной (диспетчерской) связи;
-проводные переговорные устройства селекторной связи;
устройства селекторной связи и переговорные устройства.
Продолжать приведенный ряд словосочетаний можно до бесконечности.
В ряде случаев под инорфонами понимают переговорные устройства, работающие в режиме телефонной связи, в отличие от интеркомов, работающих в режимах громкой связи. При этом встает вопрос : как называть устройства , которые имеют оба режима работы, или с одной стороны стоит устройство, работающее в телефонном режиме, а с другой в режиме громкой связи?
Этому терминологическому хаосу способствует и желание забить как можно больше ключевых слов в свои сайты для лучшего их поиска в интернет.
Так или иначе всё перечисленное и не перечисленное многообразие понятий объединяет главное обстоятельство: все эти устройства служат для организации внутренней связи, т.е. для связи без выхода в сети общего пользования.
По сути для этого подошел бы термин «интерком», но его толкование
сужено рамками только громкой связи, да и слово не русское. Поэтому все многообразие этих устройств может хорошо уложиться в термине «переговорные устройства».
Отличительной чертой всех переговорных устройств является возможность вызова любого из взаимодействующих абонентов простым нажатием кнопки, что и делает их применение максимально простым и удобным.
Предложенная классификация переговорных устройств достаточно условна и описывает их основные функциональные и технические характеристики.
Итак, основные отличия переговорных устройств можно характеризовать по:
-среде передачи;
-применению;
-абонентской емкости;
-режиму переговоров;
-режиму конференции;
- возможности подключения нескольких пультов;
-исполнению( класс защиты);
-дальности связи;
-конфигурации соединений.
Рассмотрим каждый из них с конкретными примерами.
Среда передачи
Следует отметить, что рассматриваемые переговорные устройства не являются радиоприёмными и радиопередающими устройствами и по среде передачи являются проводными, в широком смысле этого слова.
При этом имеются переговорные устройства, использующие в качестве среды передачи электрические сети напряжением 220В.
Примером таких устройств являются двух, трех и четырех канальные переговорные устройства громкой симплексной связи серии WI производства фирмы СОММАХ, Южная Корея. Работают они в пределах одной фазы и требуют «чистой» сети 220В.
Все остальные типы переговорных устройств в качестве среды передачи используют кабельные линии связи.
Применение
Переговорные устройства нашли широкое применение практически во всех отраслях народного хозяйства. При этом они используются как средство связи:
директор - секретарь;
клиент – кассир;
руководитель – подчиненные;
посетитель – офис;
врач – пациент;
водитель – пассажиры;
мастер – рабочие;
оператор АЗС – водители;
диспетчер – кабины лифтов и т.д.
Абонентская емкость
По абонентской емкости переговорные устройства можно подразделить на одноканальные, рассчитанные на переговоры двух абонентов, и многоканальные, рассчитанные на подключение трех- и более абонентов. Большинство типов переговорных устройств одноканальные, что обуславливает их сфера применения: клиент-кассир, директор-секретарь и т.д. Примером одноканальных устройств являются: СМ-201, WI-2C, УПД-01, ДР-201RU, PSS-1, пульты серии GC-1001. .
Примером многоканальных переговорных устройств являются:
DR-204R – до 4-х абонентов ;
СМ-204,СМ-206,СМ-211–соответственно на 4.6.11 абонентов;
GC-1006- до 6 абонентов;
PSS-4,PSS-6,PSS-11,PSS-24,PSS-36 - соответственно на 4,6,11 ,24 и 36 абонентов ;
ТР-12АМ – до 12 абонентов ;
ПГС-17, серия GC-4017 до 16 абонентов ;
JNS-24i, JNS-36i соответственно на 24 и 36 абонентов ;
GC-7048D на 16, 32 или 48 абонентов.
Режим переговоров
По режиму ведения переговоров переговорные устройства можно подразделить на следующие типы:
-симплексные;
-дуплексные;
-телефонный режим;
-комбинированный режим;
-режим «конференция».
Для многих случаев применения переговорных устройств наиболее удобным являются громкая связь.
Громкая связь может быть реализована в двух режимах: симплекс и дуплекс.
Симплексный режим – это режим, в котором передача информации осуществляется попеременно под управлением абонента. Это создает определенные неудобства при использовании переговорного устройства.
Примером симплексных переговорных устройств являются переговорные устройства серии СМ-2ХХ, ПГС-17, GC-4017.
Дуплексный режим работы предполагает возможность одновременно вести передачу и прием информации без управления со стороны абонента. Реализация дуплексного режима, особенно с учетом двух проводных линий связи, существенно сложнее и соответственно существенно дороже симплексного режима, особенно если необходима организация режима конференции. Поэтому в переговорных устройствах вместо полного дуплекса
как правило реализован режим автоматического полудуплекса, при котором в зависимости от уровня сигнала (активности абонента) осуществляется автоматическое переключение режима передачи на режим приема.
Автоматический полудуплекс имеет и свои недостатки, например, «проглатывание» слогов при одновременной активности абонентов, переключение переговорного устройства в режим «передача» в шумном помещении, чего нет в симплексе.
Примером дуплексных (автоматический полудуплекс) переговорных устройств являются:
-абонентские устройства серии GC-2000;
пульты PSS-1 (4,6,11,24,36);
пульты JNS-24i (36i).
Некоторые переговорные устройства могут работать как в дуплексном, так и в симплексном режимах работы, например УПД-01.
Телефонный режим является примером дуплексного режима и реализуется в следующих переговорных устройствах:
DR-204R;
ТР-12АМ;
JNS-24i(36i);
Наиболее «продвинутые» переговорные устройства могут работать как в режиме громкой связи (автоматический полудуплекс), так и в телефонном режиме. При этом указанная комбинация может быть реализована как в центральном пульте (JNS-24i, JNS-36i ,PSS-24,PSS-36, пульты серии PSS с литерой М, пульты системы GC-7048D), так и в широкой номенклатуре подключенных к ним абонентских переговорных устройств, которые поддерживают либо дуплекс (SPS-1, PS-1CМ, PS-1HБ, серия GC-2000) либо телефонный режим ( DР-ЦБ , серия GC-5000). Эта гибкость дает дополнительные возможности и удобство в работе с указанными пультами.
Конференция
Под режимом конференция будем понимать такой режим работы переговорных устройств, при котором организатор конференц связи на центральном пульте может выбрать произвольное количество участников конференции и все участники конференции будут слышать друг друга.
Указанный режим весьма удобен для поведения оперативного совещания с удаленными абонентами и в настоящее время весьма востребован.
Количество участников конференц связи может быть ограничено, например тремя абонентами. Это реализовано в пультах JNS-24i и JNS-36i.
В системе GC-7048D имеется возможность организовывать конференции до 16 абонентов, при этом может быть организованно одновременно до 4-х конференций.
Когда все подключенные абоненты могут участвовать в конференции это именуется полной конференцией. Указанный режим реализован в ТР-12АМ, а также в пультах серии РSS (от 4 до 36 абонентов).Для удобства проведения конференции центральные пульты серии PSS, имеющие литеру «Л» могут оснащаться выносным микрофоном, телефонной гарнитурой или активными звуковыми колонками.
Возможность подключения нескольких центральных пультов
Такая возможность имеется только в системе GC-7048D, которая обеспечивает подключение до 4 центральных пультов.
Классы защиты
В соответствии с международными стандартами электрическое оборудование, а стало быть и переговорные устройства, изготавливается с
различными степенями защиты от внешних воздействий, которые идентифицированы международными символами (IP=Международная защита).
Сокращение «IP» сопровождается номером (числом) с двумя цифрами. Первая цифра – степень защиты от механических повреждений (проникновения твердых предметов). Вторая цифра обозначает степень защиты от проникновения влаги. В соответствии с указанным стандартом в основном все переговорные устройства соответствуют классу защиты IP 20, т.е. защита от проникновения предметов более 12,5 мм (например, кольца), нет защиты от попадания влаги.
Абонентское переговорное устройство PS-1HБ, ПГС –17В, GC-2001PU, GC-2001PB выполненные в металлических корпусах, имеют класс защиты IP-40. Пульты GC-4017P1 имеют класс защиты IP-54.
Дальность связи
Обычно дальность связи переговорных устройств не превышает 250 метров.
Рекордсменом по дальности связи является переговорное устройство DR-204R. Его дальность связи достигает 5 километров.
Конфигурация соединений
Возможна следующая классификация переговорных устройств по конфигурации их соединений:
-радиальные;
-каждый с каждым;
-общая шина;
-произвольная иерархическая структура.
Большинство переговорных устройств имеют одноуровневую радиальную конфигурацию соединений, когда к одному центральному пульту (мастер станции) подключаются абонентские переговорные устройства. Кроме одноканальных переговорных устройств таким образом соединяются, например, пульты серии СМ-2ХХ, ТР-12АМ, DR-204R, серии PI-XXLN и другие.
В этих системах абонент с центрального пульта может выйти на любого абонента, абонент имеет выход только на центральный пульт, между собой абоненты связаться не могут.
В некоторых переговорных устройствах, например ,ТР-6КР, ТР-10КР, все пульты (мастер станции)связываются по принципу «каждый с каждым», что дает возможность выходить на любого абонента. Однако это требует для каждого пульта N-проводного подключения, где N-количество пультов в системе, что является анахронизмом, поскольку эту задачу легко решают офисные АТС соответствующей емкости.
Общая шина используется в переговорных устройствах серии WI (WI-2C, WI-3C , электрическим сеть 220В), в ПГС-17 (двухпроводная), ТР-90АN (10-проводная). Такое подключение дает возможность каждому абоненту ( в WI и ПГС-17 голосом, а в ТР-90АN по индикации) вызвать каждого.
Переговорные устройства серии PSS (PSS-4, PSS-6, PSS-11, PSS-24, PSS-36)
посредством специальных адаптеров PSP-1, выполненных в отдельном конструктиве, имеют возможность сопряжения этих пультов между собой. При этом адаптер PSP-1 может устанавливаться на любой вход пульта серии PSS.
В системе GC-7048D имеется внешнего соединения по стандартной линии АТС, что даёт возможность создавать на базе этих систем сложные многоуровневые иерархические системы произвольной конфигурации, использующие , например, АТС предприятия и соответствующие иерархии управления предприятием.
Домофоны
В рассматриваемом контексте домофоны также являются переговорными устройствами, имеющими ряд особенностей:
возможность управления открытием электромагнитного или электромеханического замка;
односторонний вызов, т.е. вызов только со стороны уличного (внешнего) абонента.
При этом они как правило обладают следующими характеристиками:
по среде передачи – проводные;
по применению – в системах контроля доступом;
по абонентской ёмкости:
- одноканальные;
- многоканальные (до 256 абонентов)
по режиму переговоров – комбинированные;
по исполнению – IP40;
по конфигурации:
- одноуровневые;
-общая шина.
Заключение
Правильный выбор того или иного переговорного устройства в определяющей степени зависит от их функционального назначения, условий и места применения, возможности поставки, надежности и гарантийного обслуживания и и требует комплексного рассмотрения всех перечисленных выше классификационных характеристик переговорных устройств.